Страниц: [1]
Печать
Автор Тема: О производство кожи и какую кожу выбирать для мото  (Прочитано 11519 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« : Август 05, 2011, 12:09:58 »

Кожевенное производство
Первобытные люди начали обрабатывать шкуры животных много тысяч лет назад. Этот процесс можно назвать самой первой обрабатывающей промышленностью. На животных охотились с целью получения их мяса и жира, но перед применением пищи с животного следовало снять шкуру. Для этого, вероятно, использовались острые куски кремня, а позже – кремниевые ножи. Далее шкуры использовались для согревания тел людей и, вероятно, обертывались вокруг ног, являя собой первый тип ботинок. Но необработанные шкуры скоро начинали разлагаться и гнить. Было замечено, что высушивание шкур на солнце консервирует их, но в результате получался очень твердый, негибкий материал, мало пригодный для изготовления одежды. Шкуры следовало смягчить. Это было сделано посредством натирания подготавливаемой шкуры различными жирами.

Жир также помогал предотвращать промокание шкур. Данный вид обработки делал шкуры животных мягкими и эластичными. Кроме того, для обработки шкур использовалась вода, в которую добавляли различные виды коры и ягод. Было обнаружено, что после такой обработки шкур они становились значительно мягче и могли противостоять гниению. Активные вещества, содержащиеся в вытяжках из определенных растений и производящие такое воздействие на шкуры животных, называют танинами. Это был, вероятно, один из первых методов дубления кожи.

Этот процесс дубления шкур со временем улучшался. Во времена Римской империи из кожи делали доспехи, бурдюки для воды и вина, пояса, шнуры, палатки, лодки, ножны и т.д. В Средние века появились первые кожевенные заводы, построенные в местах, отвечающих определенным требованиям. Недалеко от завода должен быть хороший источник материалов – шкур животных; здесь же должен быть расположен водоем, обеспечивающий производство достаточным количеством воды. Также завод должен был в достаточной мере обеспечиваться известью, нужной для обработки шкур, и древесной корой, из которой извлекались танины, нужные для дубления. Процессы, используемые для производства кожи в наши дни, изобретены нашими предками много тысяч лет назад.

С древних времен при производстве кожи использовался процесс дубления, производимый с применением мозга животных как источника эмульгированных масел. Данный процесс известен как "индийское дубление", и эта практика все еще используется некоторыми людьми в небольших масштабах. Этот процесс дубления применяется чаще всего для выделки оленьих кож. Эта практика породила высказывание, что 'животное имеет умственные способности, которых хватает лишь на сохранение его собственной шкуры, мертвой или живой'.

Все кожи, которые поступают в продажу, являются побочным продуктом пищевой промышленности. После забоя с животных снимают шкуру, но прежде из туши удаляется кровь. Наличие крови в венах и артериях уменьшает ценность кожсырья. Если кровь остается в теле, она спекается в венах, в результате чего они становятся заметны в обработанной коже. Для снятия шкуры туша животного подвешивается и делается надрез от горла вниз, через живот к хвосту. Прямоугольные надрезы делаются от этой линии поперек к внутренней части ног. Стоит отметить, что снятие шкур с рептилий и верблюдов начинается с задней части, из-за их необычных форм. Снятие шкуры осуществляется или вручную, или механическим способом. При этом следует проявлять большую осторожность, чтобы не испортить сырье.
« Последнее редактирование: Январь 29, 2012, 03:59:52 от Барада » Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #1 : Август 05, 2011, 12:11:35 »

Методы консервирования шкур
Иногда кожевенная промышленность использует шкуры животных, умерших естественной смертью. Это источник наиболее низкокачественного сырья, так как после смерти животного начинается процесс гниения плоти, в результате которого качество его шкуры понижается. Те же процессы начинаются и в шкурах, снятых с туш животных на скотобойне, если их немедленно не подвергнуть обработке. В идеале, следовало бы сразу после свежевания подвергать шкуры животных дублению. Но очень часто скотобойни и кожевенные заводы могут находиться довольно далеко друг от друга. Процесс, который обязан предохранять шкуры от гниения, известен как консервирование, и существует несколько методов, применяемых для этого:

Охлаждение - шкуры охлаждаются и транспортируются в авторефрижераторах. Данный метод консервирования обычен для стран с жарким климатом, например, в Австралии. Этот процесс дорог, но позволяет не использовать химические консервирующие средства.

Сушка – шкуры раскладывают на камнях и высушивают на солнце. Данный метод - самая старая форма консервации. При использовании данного метода почти невозможно управлять скоростью высыхания сырья, на шкурах остаются неровности (выпуклости от камней, на которых сырье было разложено), в результате чего они высыхают неравномерно. Это может породить серьезные проблемы во время дубления. Для предотвращения этого, шкуры растягивают на деревянных рамах и развешивают в тени для высыхания. Это позволяет получить сырье лучшего качества, чем высохшее на камнях. Однако, как правило, из высушенных на солнце шкур не получается высококачественная кожа. Эти методы чрезвычайно дешевы и, как правило, экстенсивно используются в странах третьего мира. Сырье, получаемое таким способом, не соответствует мировым стандартам.

Засаливание – промытые шкуры помещают в соляной раствор в больших контейнерах и выдерживаются там при постоянном перемешивании, пока соленая вода не пропитает шкуру. Концентрация соли сохраняется на высоком уровне посредством непрерывного добавления соли к концентрированному соляному раствору. После этого шкуры вынимаются, сушатся и готовятся к отгрузке. Это очень хороший метод для консервации шкур, но он весьма дорог.

Влажное соление – освежеванная шкура раскладывается и опрыскивается концентрированным солевым раствором. После этого на шкуру укладывают вторую шкуру и также обрабатывают солевым раствором. Этот процесс повторяется, пока будет уложено поочередно приблизительно 50 шкур, одна поверх другой. Соль поглощает влагу из шкур, после чего пропитывает их, убивая бактерии. Обработанные таким образом шкуры могут сохраняться очень долго, пока не подвергнутся воздействию влаги или тепла. Этот процесс чаще всего используется в странах с умеренным климатом. Но при использовании данного метода может возникнуть одна проблема. Некоторые бактерии могут выжить в соляных растворах и окрасить сырье в красный цвет. Однако эта проблема легко решаема – достаточно прибавить к солевому раствору небольшое количество нафталина и кальцинированной соды или избегать повторного использования солевого раствора.

Сухое соление - этот процесс, первой стадией которого является влажное соление, заключается в том, что после обработки с солью кожсырье развешивается для просушки. Данный метод имеет два преимущества: 1) сырье, обработанное таким способом, меньше подвержено воздействию тепла; 2)уменьшаются транспортные расходы, так как вес материала уменьшается, из-за снижения уровня влажности в шкурах.

Соление - данный метод обычно используется для обработки овечьих шкур. Кожсырье обрабатывается прохладным (ниже 20?С) солено-кислом раствором.
Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #2 : Август 05, 2011, 12:12:55 »

Виды кожи
Кожа являлась основным материалом, используемым сапожниками во все времена. Кожа - идеальный материал для изготовления обуви, так как она гибка, прочна, удобна и красива.

Для изготовления обуви используют несколько разновидностей кожи. В наши дни для получения данного вида сырья в основном используются коровьи шкуры, но это не единственные животные, шкуры которых в результате дубления превращаются в указанный материал. Не так давно в кожевенной промышленности стала использоваться страусовая кожа. Крокодилья кожа также очень популярна. Даже змеиная кожа используются для производства обуви и аксессуаров. Кроме того, в последнее время приобрели более широкую популярность вещи, сделанные из кенгуровой кожи, которая, как известно, отличается большой степенью износостойкости.

Кроме того, что кожу получают от различных разновидностей животных рептилий, существует также множество видов кожи. Наиболее часто для сапожного дела используется гладкая кожа. Гладкая кожа наиболее износостойкий вид кожи, она со временем лишь улучшает свои качества. Поскольку она ничем не пропитывается, гладкая кожа - самый прочный и наиболее популярный вид кожи.

Столь же популярна замша. Замша подобна гладкой коже, но верхние слои материала счищены, что придает замше характерный внешний вид. Она намного мягче, чем большинство других видов кожи, и по этой причине не столь прочна. Замшу также не следует подвергать влажной обработке. Несмотря на эти недостатки, обувь из замши всегда популярна и широко доступна.

Шлифованная кожа подобна гладкой коже, за исключением того, что часть поверхностного слоя снята (так как кожа подверглась шлифовке). Шлифованная кожа обычно отличается более низким качеством и поэтому используется для изготовления относительно дешевой обуви.

Менее обычный, но довольно известный вид кожи - лакированная кожа. Она чрезвычайно гладкая на ощупь и блестящая на вид. Этот вид обуви требует особого ухода.

Кожаную обувь следует очищать от загрязнений и регулярно полировать, применяя средства, соответствующие данному типу кожи, желательно на натуральной основе. Это позволит коже “дышать” и препятствует ее высыханию и растрескиванию, в то же время обеспечив водонепроницаемость кожаной обуви.
Виды кожи

Наиболее часто используются три вида кожи:

- Гладкая кожа делается из самого высококачественного сырья, не шлифуется. Удаляется только шерсть. Поры кожи остаются в естественном состоянии, что позволяет продлить сроку службы изделия, в то же время позволяя коже “дышать”. Изделия из данного вида кожи более износостойки. В процессе ношения на поверхности изделия проявляется естественная "патина" и оно становится с каждым годом красивее. Самая высококачественная мебель, и обувь делается из гладкой кожи.

 - Шлифованная кожа пористая с одной стороны и гладкая с другой стороны. Шлифуется та сторона, на которой обычно присутствует шерстяной покров или естественные поры. Такая кожа изготовляется из сырья более низкого качества, с которого удаляются естественные поры и наносится способом тиснения рисунок, имитирующий естественную лицевую поверхность кожи. Шлифованная кожа в обязательном порядке должна быть окрашена.

- Замша "ворсистая" с обеих сторон. Этот материал менее износостоек, чем гладкая кожа. Замша более дешева, так как ее естественная структура после обработки сохраняется лишь частично. Однако, поскольку изделия из гладкой кожи пользуются большим спросом, изготовители используют различные методы, чтобы придать замше внешний вид гладкой кожи. Например, на одну сторону замши наносится клей. Обработанный данным образом материал пропускают через прижимные ролики; та сторона замши, на которую наносился клей, приобретает вид, напоминающий поверхность гладкой кожи.

- Лакированная кожа - кожа, с глянцевой поверхностью. Процесс такой обработки кожи был разработан Ньюарком (Нью-Джерси), который основывался на изобретении Сета Бойдена (1818 год). Современная лакированная кожа обычно имеет пластмассовое покрытие.

- " Шагрень " - грубый и пористый вид недубленой кожи, изготовлявшийся из спинной части шкур лошадей или куланов и обычно окрашивалась в зеленый цвет. " Шагрень " в наши дни обычно изготовляется из кожи акул и скатов.

- Оленья кожа – кожа, в процессе выделки, которой используется жир, извлеченный из мозга животных, или другие виды жиров. В конечном итоге получается эластичный материал, подобный замше, обычно сильно прокопченный, что препятствует разложению клеток. Этот вид кожи, обычно используется для изготовления портфелей и бумажников.

- Ременная кожа – гладкая кожа, которая первоначально использовалась для производства движущих ремней шкива. Этот вид кожи часто используют для изготовления портфелей и бумажников. Она довольно толстая, твердая и гладкая на ощупь. Ременная кожа - единственный вид кожи, используемой для производства роскошных изделий, которые могут сохранить форму без потребности в каркасе. Данный материал тяжелее, чем гладкая кожи.

- Кожа наппа - чрезвычайно мягкий и эластичный материал, обычно используемый для производства высококачественных бумажников, комплектов туалетных принадлежностей, и других кожаных товаров. Кожа продается разной толщины. Для измерения толщины кожи данного вида используется вес в унциях. Фактически это - соотношение между размером кожи (в футах) и ее весом в унциях. Некоторые изготовители кожи измеряют ее толщину в миллиметрах

Существует множество процессов, посредством которых из шкуры животного можно сформировать податливый, прочный материал, обычно называемый кожей.

Кожа растительного (альдегидного) дубления – кожа, в процессе выделки которой используется дубильная кора (отсюда и название - "дубление") и другие ингредиенты, получаемые из растений, коры деревьев и подобных источников. В результате получается эластичный материал коричневого цвета. Нужного оттенка добиваются, варьируя количество и качество применяемых ингредиентов и подбирая цвет сырья. Кожа растительного дубления не является водостойкой. При воздействии влаги она изменяет цвет, а если впитает жидкость и затем высохнет, то уменьшится в размере (“сядет”) и отвердеет, станет менее эластичной. В горячей воде данный вид кожи сильно “садится” и становится твердым, хрупким материалом, что ограничивает возможность его использования.

Кожа квасцового дубления, в процессе выделки которой используются соли алюминия, смешанные с различными связующими компонентами и белковыми веществами, например, яичным порошком и т.д. Пуристы утверждают, что кожа квасцового дубления технически является "сыромятной", а не дубленой, поскольку полученный материал будет гнить в воде. В результате использования данного процесса получаются кожи ненасыщенных тонов, но полученный материал не столь эластичен, как кожа растительного дубления.

Сыромятная кожа производится путем скобления шкуры, пропитывания ее известью и последующего растягивания во время просушки. Как и кожа квасцового дубления, сыромятная кожа технически не является "кожей", но - обычно упоминается вместе с другими формами кож. Сыромятная кожа более жесткая и ломкая, чем другие формы кожи, и используется для изготовления барабанов, а также шнуров, используемых для шнуровки или стачивания.

Вареная кожа - изделия из кожи (кожи растительного дубления),для повышения прочности погружаются в горячую воду или в кипящий воск, или подобные вещества. Исторически такая кожа использовалось как броня из-за ее твердости и легкого веса, а также использовалась для книжных переплетов.

Для выделки кожи хромового дубления, изобретенного в 1858 году, используется сульфат хрома и другие соли хрома. Эта форма кожи более мягкая и эластичная, чем кожа растительного дубления. Кроме того она не изменяет цвет и не теряет форму при воздействии воды, как кожа растительного дубления.

Кожа (обычно кожа растительного дубления) может смазываться определенными маслянистыми веществами для улучшения ее водостойкости. Это увеличивает количество природных жиров, находящихся непосредственно в коже, которые вымываются в процессе эксплуатации кожаных изделий, которые могут подвергаться интенсивному воздействию влаги. Частое смазывание кожаных изделий жиром норки, очищенным маслом или подобными веществами, сохраняет мягкость кожи и увеличивает срок эксплуатации изделия.
Вес кожи

Единицы измерения веса кожи не универсальны для всех сфер производства, торговли или использования кож. В определенных странах вес кожи исчисляется различными путями. Он зависит от структуры волокон коллагенов кожи. Эта структура зависит от ряда факторов, например генетического типа, возраста, пола, кормления животного. Для определения веса используются многочисленные статистические информационные критерии . Их числовые показатели зависят от используемых технологий обработки кожи. Основные критерии определения веса следующие:

"Свежий вес" получен после снятия шкуры и очищения ее от грязи;

"Влажный соленый вес" получается после обработки шкуры с применением соли или насыщения ее большим количеством соли. Во время такой обработки шкура теряет значительное количество влаги. Данный факт является причиной того, что " влажный соленый вес " бычьей шкуры составляет 85-90 процентов свежего веса в умеренном климате и менее 70 процентов в тропическом климате. Для шкуры теленка соотношение обычно – несколько выше, чем для шкуры взрослого быка;

"Сухой соленый вес" получен после того, как кожа, обработанная с солью, отверждается на воздухе. Данный вес составляет 55 - 60 процентов от "свежего" веса;

"Сухой вес"- получен после отверждения шкуры, не прошедшей обработку с солью. Он составляет около 35 процент "свежего" веса;

"Вес в соленом растворе" получен посредством взвешивания шкуры, обработанной с раствором серной кислоты и соли. Поскольку большая часть влаги испаряется, данный вес составляет около 50 процентов "свежего" веса.
Акулья кожа

Альтернативным сырьем для кожевенных заводов становятся шкуры овец, коз, свиней и некоторых видов рыб. Наиболее подходящим сырьем для кожевенной промышленности является акулья кожа. Во многих странах используется до нескольких тысяч тонн акульей кожи в год. Из акульей кожи могут быть изготовлены любые виды кожаных изделий, включая обувь и одежду. Долгое время искали способ применения акульей кожи как сырья для кожевенной промышленности. Традиционные методы обработки не давали нужного результата из-за определенных особенностей акульей кожи, но, поскольку это один из самых износостойких и прочных материалов, продолжались исследования, целью которых было превращение данного вида сырья в шагрень. Кожа акул покрыта большим количеством дентикулов, состоящих главным образом из кремния. Их очень трудно удалять, но если этого не сделать, подвергшаяся дублению кожа получается очень жесткой и может быть использована главным образом как абразив для определенных материалов. Без дентикулов данное сырье становится кожей исключительной красоты и прочности.
Кожа ааллигатора

Аллигатор - род семейства Alligatoridae, подобных крокодилу рептилий.

Он включает две известных разновидности:
 Американский ааллигатор (Аллигатор mississippiensis)
 Китайский ааллигатор (Аллигатор sinensis)

Само слово “аллигатор” происходит от испанской фразы “el lagarto” (ящерица).

Аллигаторы живут в пресноводных водоемах (болотах и реках). Кожа аллигаторов часто используется как сырье в кожевенной промышленности, и, так как количество аллигаторов в природе не очень велико, построены специальные фермы, где этих рептилий выращивают ради получения ценного сырья для кожевенной промышленности. Кожа аллигатора является одним из самых дорогих видов кожи в мире.
Кожа, производимая из шкур других животных

В наше время для производства большинства видов кожи используются коровьи шкуры, но так же используются и шкуры других животных. Шкуры ягнят и оленей используются для производства мягкой кожи, из которой шьют наиболее дорогую одежду. Шкура кенгуру используется как сырье для производства изделий, которые должны быть прочными, но гибкими, например, краги. Кожа, сделанная из шкур более экзотических животных, в частности некоторых видов рептилий, в свое время была очень популярна. Изделия из нее считались наиболее красивыми и изысканными. По этой причине охота на некоторые виды змей и крокодилов приобрела столь широкие масштабы, что поставила вышеуказанные виды рептилий и холоднокровных на грань вымирания.

В 1990-ых стало популярным разведение страусов и страусов эму ради получения мяса. Побочным продуктом стала страусовая кожа, которая была некоторое время довольно популярна. Страусовая кожа имеет характерный вид "гусиной кожи" из-за больших фолликулов, из которых росли перья. В Таиланде, кожа хвостоколообразных скатов используется для производства бумажников и ремней столь же активно, как и коровья шкура. Кожа данного вида скатов такая же жесткая и износостойкая, как твердая пластмасса. Кожа часто окрашивается в черный цвет и покрывается крошечными круглыми выпуклостями, чтобы придать коже определенную текстуру. Эти выпуклости обычно окрашиваются в белый цвет, чтобы подчеркнуть рельефность отделки.
Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #3 : Август 05, 2011, 12:16:28 »

Обработка кожсырья

Когда шкуры после процесса консервации попадают на кожевенный завод, они исследуются на предмет наличия повреждений или плохо вычиненного и законсервированного кожсырья. На данном этапе вся партия кож может быть забракована и возвращена производителю.

После этого кожсырье подготавливают к процессу дубления.

Пропитка

Первая операция, целью которой является пропитывание кожсырья влагой. Этот процесс имеет целью возвратить кожсырье к исходному состоянию, которое имело место до процесса консервации, и удалить из него всю оставшуюся кровь, грязь и экскременты.

Эта операция, как и большинство последующих операций, в процессе которых применяются различные химические вещества, производится в больших деревянных или металлических барабанах.

Шкуры одной партии пересчитываются и затем взвешиваются. Каждая партия помещается в барабан и обрабатывается холодной водой, в которую добавлены моющие средства, соль и биоцид. Барабан периодически останавливается, и загрязненная вода заменяется чистой. Процесс обработки закончен, когда вода после обработки остается чистой. Количество времени, требуемое для этого процесса, зависит от метода консервирования кожсырья. Например, дольше всего обрабатываются шкуры, подвергшиеся сушке (примерно 72 часа). Гораздо меньше времени требуется для обработки кожсырья, подвергавшегося влажному солению (около 18 часов). Этот процесс можно ускорить путем применения одного или нескольких методов (нагревание воды или добавление ферментов). Ошибки на данном этапе обработки кожсырья впоследствии могут привести к неоднородности и расслоению материала.

Вымачивание кожи в извести и воде – служит для удаления шерсти и эпидермиса с кожи животных. С этой целью в жидкость для пропитки кожсырья добавляется гидросульфид сернистого натрия. Час спустя в раствор добавляют известь и каустическую соду. Воздействие щелочи фактически растворяет шерсть и эпидермис. Кроме того данный процесс обогащает кожсырье протеинами кератина, подобными яичному белку. Они имеют свойство затвердевать, подобно клею, и если из вовремя не удалить, кожа станет жесткой, как доска.

Известь также вызывает два весьма важных эффекта - осмотическое разбухание и лиотропное разбухание. Результатом этих эффектов является то, что наружный слой разбухает и поглощает воду, заставляя волокна кожи раздвинуться. Это способствует более полному проникновению дубильных веществ при последующей стадии обработки кожсырья.

Промывание - кожсырье промывается с целью удаления избытка извести и других материалов, которыми обрабатывались шкуры.

Мездрение - остатки жира и мяса на внутренней стороне шкуры составляют существенную преграду проникновению некоторых химических веществ, использующихся для обработки кожсырья. Таким образом, очень желательно очищение кожсырья от этой “мездры”на ранней стадии процесса обработки. Операция мездрения не только очищает кожсырье, но и способствует смягчению наружных слоев материала, а также удаляет остатки шерсти с поверхности кожи. Для выполнения данной операции используется мездрильная машина.

Мездрение может быть выполнено сразу после фазы пропитывания – в этом случае процесс называется зеленое мездрение. Преимущество этого метода состоит в том, что он способствует лучшему проникновению химических веществ, используемых в течение процесса вымачивания кожи в извести и воде. Но недостаток данного метода - возможность механического повреждения кожсырья во время обработки в мездрильной машине.

Удаление извести - вымачивание шкуры в извести и воде повышает содержание щелочи в кожсырье. Но до началом дубления уровень щелочи в кожсырье должен быть значительно снижен. Для этого используется нашатырь. Поскольку известь в кожсырье нейтрализуется нашатырем, обрабатываемый материал сжимается. В результате этого протеины кератина вымываются из кожи.

Смягчение кожи
 Чистка лицевой поверхности голья - последний процесс перед началом дубления. Кожсырье закрепляется на округленной доске, и путем использования округленного ножа очищается от остатков корней волос, эпидермиса и жира. На некоторых заводах этот процесс выполняется вручную.

Дубление

Известно, что под воздействием влаги протеин восприимчив к процессу, известному как гидролиз - молекулы или группы молекул отделяются от цепи и не могут воссоединиться. Другими словами, протеин постепенно растворяется. Процесс может быть ускорен присутствием определенных ферментов или других химических веществ, но происходит даже в их отсутствии ("автогидролиз"). Эффекты гидролиза намного сильнее выражены в кожсырье, получаемом из шкур молодых животных (например опойки), поскольку связи, скрепляющие отдельные молекулы, у них гораздо слабее, чем у взрослых особей. Следует отметить, что гидролиз имеет место на протяжении всех процессов обработки, предшествующей дублению, особенно в процессе обезволашивания, вымачивания кожи в извести и воде и смягчения кожи.

Основная цель дубления:
 Уменьшение когезии на молекулярном уровне с целью сохранения подвижности и гибкости материала после сушки.
 Модификация химического строения протеина с целью уменьшения или устранения эффекта гидролиза кожи.

Традиционный метод дубления - при помощи ям. Дубление начинается в яме, содержащей слабый или почти отработанный раствор и продолжается в прогрессивно увеличивающейся концентрации раствора, достигая необходимого состояния для хорошего проникновения при старте и фиксации при окончании. В первоначальном виде это был очень трудоемкий процесс, длящийся несколько месяцев. Усовершенствования метода значительно уменьшили время (хотя процесс все еще слишком длительный по сравнению с другими методами) и используется только в определенных случаях, например для оснований обуви.

Применение крыльчатого колеса для перемешивания жидкости в яме было большим новшеством и стало прообразом современной лопастной мешалки, которая является обычно полукруглой в сечении. Эти устройства не подходят для тяжелых шкур, которые являются слишком не гибкими, чтобы плавать в циркулирующей жидкости, но они дают существенное преимущества для дубления маленьких и более легких шкур.. Непрерывное изгибание шкур в процессе перемешивания увеличивает коэффициент проникновения и в то же самое время повсюду сохраняется однородная концентрация жидкости.

Барабан - безусловно, самый распространенный тип резервуара для обработки в современной промышленности дубления. Это - цилиндрическая конструкция, установленная горизонтально на полых осях. Раствор может быть добавлен или в некоторых случаях удален через оси во время вращения барабана.

Сухой метод используется для достижения очень быстрого растительного дубления кожсырья небольших размеров. В этом процессе задействована лишь та вода, которая сохранилась в кожсырье после предыдущих стадий обработки. Это значит, что концентрация дубильных веществ в жидкости чрезвычайно высока. После обработки в барабане кожсырье складывается на рамы для просушки
Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #4 : Август 05, 2011, 12:20:42 »

Дубильные вещества

Существует очень много веществ, которые при взаимодействии с кожсырьем производят требуемый эффект.

Растительные дубильные вещества

Вытяжки из многих сотен разновидностей растений применяются для дубления кожсырья. Они содержат большие полифенолические молекулы, которые замещают связанную воду в протеинах. При этом имеет большое значение размер этих молекул, так как они заполняют пустоты в материале. Вытяжки из растений также содержат много других компонентов, названных "недубильными веществами" которые легче растворяются в воде, но оказывают большое влияние на свойства конечного продукта.

Растительные дубильные материалы можно разделить на две категории: "катехин" или "конденсированное дубильное вещество" и "пирогаллол" или "гидролизирующее дубильное вещество".

Два наиболее часто используемых дубильных экстрактов катехина получают из мимозы и квебрахо. Популярность этих дубильных веществ основана на том, что они связывают молекулы протеинов кожсырья очень быстро. Полученный в результате обработки с применением этих веществ материал имеет отчетливый красновато-коричневый цвет, который быстро темнеет. В конечном итоге кожа приобретает красный цвет. Кроме того такая кожа окисляется со временем, утрачивая прочность. Однако это обычно очень медленный процесс, и изделия из данного вида кожи могут использоваться на протяжении многих лет.

Пирогаллол получают из сумахи и мираболана. Они придают коже желтый или зеленовато-коричневый оттенок, который быстро темнеет, но кожа не приобретает красный цвет, как при воздействии катехина. Пирогаллольные дубильные вещества в меньшей степени обладают вяжущими свойствами, а значит, могут проникнуть в кожу очень глубоко. Недубильные вещества, находящиеся в таких вытяжках, содержат компоненты, предохраняющие кожу от воздействия кислотными атмосферными газами.

Синтетические дубильные вещества ("синтаны")

Первоначально они были результатами попыток химической промышленности скопировать натуральные дубильные вещества растительного происхождения. Они производили устойчивую кожу, но редко оказывали эффект подлинного растительного дубления. В наши дни категория данных веществ очень разнообразна, что позволяет изготовлять самые разнообразные изделия с различными свойствами. Некоторые из “синтанов” используются как основное дубильное вещество, например, при производстве кожи квасцового дубления, но по большей части они используются как модификаторы в комбинации с другими дубильными веществами.

Минеральные дубильные вещества

К данной категории дубильных веществ относятся составы, включающие хром, цирконий, алюминий и железо. (В основном для дубления используют соли хрома, хотя в развитых странах это вещество заменяется более экологически чистыми материалами. Но прибыль, получаемая при использования солей хрома столь велика, что любая замена будет происходить постепенно). Молекулярный размер данного вида дубильных веществ относительно невелик, но эти молекулы могут соединяться в большие комплексы, заполняющие промежутки в материале и тем обеспечивающие прочность кожи.

Алюминий не формирует большие комплексы молекул, как хром. Кроме того, при более высоком уровне pH алюминиевые соли концентрируются и осаждаются. В результате этого образуется не особенно устойчивый материал, кроме того соли алюминия легко вымываются. Со временем прочность материала увеличивается, но это – очень длительный процесс.

Альдегиды

Формальдегид и глутаральдегид часто используются при изготовлении некоторых видов ткани. Эти вещества формируют очень сильные связи со смежными группами молекул и полимеризируются при щелочных условиях. Они создают большие молекулы, которые связывают цепи протеина. В результате дубления с применением данных веществ получается очень тонкая кожа, имеющая высокий уровень сопротивления вымыванию дубильных веществ. Этот вид дубильных веществ применяется для производства замши, которое включает обработку кожи жиром трески. Комплексные альдегиды окисляют жир в течение процесса дубления.

Существуют и другие вещества, которые содержат дубильные свойства, но они не используются в коммерческом производстве кожи, так как слишком дороги или вредны.

Дубильщик должен подобрать наиболее подходящее дубильное вещество или смесь дубильных веществ, чтобы получить в результате обработки кожу с определенными свойствами.
Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #5 : Август 05, 2011, 12:22:59 »

Ферменты в производстве кожи

Одним из самых старых применений индустриальных ферментов является обработка кожи. Шкурки и кожа содержат белки и жир между коллагеновыми волокнами перед дублением; эти вещества должны быть частично или полностью удалены. Белки могут быть удалены протеолитическими ферментами и липазами, в то время как другие химикаты могут удалить жир. Сегодня, протеолитические ферменты и липазы главным образом используются для вымачивания, размягчения, а так же фермент способствует удалению волос. Использование липазы для растворения и удаления жир – одно из последних усовершенствований и липазы теперь экстенсивно используются для кожаной обработки во многих частях мира.

Ферменты в процессе смягчения кожи

Чтобы сделать кожу гибкой, шкурки и кожи требуют ферментной обработки перед процессом дубления. В течение смягчения жир и нежелательные белки удаляются. Смягчение делает поверхность кожи чистой, гладкой и тонкой. Смягчение с ферментами - необходимая операция обработки кожи для получения лучшего качества и не может быть замещено химическим процессом.

Традиционные методы для размягчения кожи использовали помет голубя , курицы или собаки. Это были не очень приятные, ненадежные и медленные методы. Био-технические научные разработки теперь полностью заменили эти методы использованием индустриальных ферментов.

Фермент в процессе пропитки кожи

Замачивание – первая важная операция обработки кожи. Шкурки и кожа, поступающие на кожевенный завод бывают в четырех стадиях: свежая кожа, влажного посола, сухого посола или высушенная. Желательно выполнить замачивание для всех типов кожи и шкурок, чтобы получить лучшую качественную кожу. Замачивание очищает шкурки и кожу, удаляя грязь, кровь, смазку, шакшу и т.д. и что наиболее важно повторно гидратируется кожу, приводя состояние кожи с изначальному, свежему состоянию. Пропитывающие вещества делятся на три категории: химические, поверхностно-активные и ферменты.

Ферменты являются биокатализатором. Определенный протеолитический энзим и ферменты липазы усиливают водопоглощение, растворяя внутрифибриллярные белки, которые цементируют волокна вместе и уменьшают количество жира и масел вместе с грязью и другим загрязняющими примесями на коже.

Ферменты в процессе удаление шерсти

Обычный и самый широкий распространенный способ удалить шерсть с бычьей шкуры предполагает использование извести и сернистого натрия в процессе сжигания шерсти. Преимуществом применения фермента для удаления шерсти является чистая поверхность и смягчение кожи. Использование определенного протеолитического энзима также предлагает кожевенным заводам множество вариантов. Например, применение сульфида и извести уменьшает время обработки на 40 %, по сравнению с обработкой известью. Использование альтернативных методов может сократить время обработки известью по крайней мере на половину без какой либо потери качества. Другая возможность состоит в том, чтобы избежать использования аминов, которые могут превращаться в канцерогенные соединения.

Процесс сжигания шерсти является самым широко распространенным, но лучшей альтернативой этому является более дружественный для окружающей среды процесс без сжигания шерсти, в котором волосы не растворяются, а отфильтровываются из раствора извести.

Ферменты в процессе обезжиривания

Липазы - тип фермента, который направленно разлагает жир и не может повредить кожу. Липазы гидролизуют не только жир на поверхности кожи, но также и из внутренней структуры кожи. Как только большинство естественного жира было удалено, последующие химические обработки типа дубления, передубления и окрашивания имеют лучший эффект.

Главные преимущества использования липаз - более однородный цвет и более высокая степень очистки. Липазы также улучшают производство гидрофобной (водонепроницаемой) кожи.

Липазы представляют более экологически чистый метод удаления жира. Для бычьих шкур липазы позволяют полностью заменить другие методы очистки от жира. Для овчин, которые содержат 40%-ый жир, обычно используются растворители, которые могут также быть замещены липазами и поверхностно-активными веществами. Растворители имеют тенденцию сушить и высветливать кожу.

Если поверхностно-активные вещества используются для овчин, они обычно не так эффективны и могут быть вредными для окружающей среды. Более сильные поверхностно-активные вещества, типа нонил фенол этоксилата имеют лучший эффект, но они более вредны для окружающей среды. Использование липазы позволяет снизить дозировку поверхностно-активного вещества по крайней мере на 50 % и в случае овчин и в случае свиных кож. Кроме того, фенол нонил этоксилат может быть заменен более биодеградируемыми поверхностно-активными веществами.
Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #6 : Август 05, 2011, 12:24:57 »

Кожа. Основные приемы работы (бижутерия)

Перевод выкроек и изготовление трафаретов
 Чтобы перевести выбранный рисунок на картон, наложите кальку на рисунок и обведите карандашом или капиллярной ручкой. Затем изготовьте трафареты. Для этого на картон положите копировальную бумагу, а сверху кальку с переведенным рисунком. Скрепите канцелярскими скрепками и обведите рисунок еще раз твердым карандашом. Потом вырежьте из картона трафареты. Пользоваться ими можно неоднократно, поэтому храните их в конверте, на котором надпишите название изделия.

Выкраивание деталей из кожи
 После изготовления трафаретов можете приступать к выкраиванию деталей из кожи, Сначала подберите кожу, подходящую по цвету, качеству, толщине и размеру. Затем специальным карандашом или шариковой ручкой по изнаночной стороне кожи обведите трафареты. Детали из кожи аккуратно вырежьте ножницами, не оставляя следов от ручки.

Обработка кожи на свечке
 Простой и в то же время оригинальный способ обработки толстой кожи. По трафаретам вырежьте детали из кожи. Скальпелем или сапожным ножом сделайте с лицевой стороны неглубокие надрезы. Чаще всего этот способ применяется при работе над листьями и цветами, так как надрезы напоминают прожилки натуральных листьев и лепестков. Затем «раскройте» прожилки. Для этого вдоль каждой прожилки сложите лист пополам, изнанка к изнанке. Зажмите этот сгиб пинцетом и обработайте на зажженной свече, быстрым движением едва касаясь язычка пламени. Когда раскроются все прожилки листа, обработайте на свече его края, а потом слегка их загните. Для этого подержите лист над огнем нужной плоскостью, помня, что лист изгибается в сторону пламени. На свече также удобно обрабатывать длинные шнуры для оплета, так как при многократном прохождении через отверстия они сильно лохматятся. Сильно закопченные детали можно потереть тряпочкой, но иногда благодаря копоти изделие становится по-настоящему оригинальным.

Обработка кожи на электроплитке (или сковороде)
 Для этого простого способа обработки толстой кожи подойдет маленькая электроплитка с закрытым нагревательным элементом, кухонная электроплита или просто чистая, перевернутая вверх дном сковорода, нагретая на газовой плите. Приборы не нагревайте слишком сильно, так как кожа очень быстро горит. Все прожилки на листьях при такой обработке можно раскрыть одновременно. Вырежьте лист, сделайте ножом надрезы и положите его на несколько секунд лицевой стороной на нагретую поверхность. Затем пинцетом переверните лист на изнаночную сторону и снимите, не давая ему покоробиться. Если необходимо, чтобы деталь приобрела объемную форму (например, ягоды для панно или лепестки цветов), детали из кожи подержите изнаночной стороной на плитке, пока они не приобретут нужный объем. Чтобы обработать на плитке лохматую изнаночную сторону и края вырезанной детали, слегка прижмите ее широким столовым ножом и быстро снимите.

Обработка кожи в технике «жмурка»
 Для работы в этой технике .подойдет мягкая тонкая кожа, которая легко драпируется в складочки. "Жмурка" украсит любое изделие. Складки можете «сожмурить» как по рисунку, так и произвольно; можете сложить розочки и листья. Сначала у кусочка кожи сшерфуйте края, подогните и подклейте их к изнанке. Затем руками сверните кусочек в складочки и придайте ему нужную форму. Потом разверните его, смажьте изнаночную сторону клеем «Момент» и вновь сверните по намеченному рисунку. Пинцетом и стекой можете сделать более мелкие складочки и свернуть завитушки. "Жмурить" кожу удобнее всего на керамической плитке или оргстекле. После высыхания драпированные детали приклейте на подготовленную основу.

Обработка лакированной кожи
 Эта кожа - прекрасный материал для панно и бижутерии. Нарезанные и доведенные на электроплитке до объемной формы разного диаметра кружочки очень похожи на натуральные ягоды. Однако не всегда удается найти лакированную кожу, да еще нужного цвета. Если же у вас есть светлая лакированная кожа (белая, серая, голубая), ее можно покрасить в необходимый цвет. Вырежьте из этой кожи нужное количество кружочков. Затем возьмите зубчик чеснока, очистите его, разрежьте пополам и натрите им кружочек, выжимая обильно сок на кожу. Потом ватной палочкой нанесите на кружочек краску, цвет которой будет соответствовать цвету ягод на будущем панно. В качестве краски можете использовать чернила, штемпельную краску разных цветов, йод, зеленку. Наносите краску до появления ровного цвета. Для этого иногда потребуется поочередно наносить сок чеснока и краску. Когда все кружочки будут покрашены, доведите их на электроплитке до объемной формы. Потом возьмите мягкую тряпочку, натрите каждую ягодку до блеска и приклейте их на основу панно по задуманному рисунку. А вот окрашивая кружочки для бижутерии, не добивайтесь ровного цвета. Красьте разводами, используя разные краски на одном кружочке. После жарки они будут напоминать натуральные камни.
« Последнее редактирование: Август 05, 2011, 01:11:20 от 20-75пое » Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #7 : Август 05, 2011, 12:51:41 »

Выделка кожи.

 Выделка - один из самых простых способов обработки кожи, в то же время и самый древний из них. Если рассматривать в общем процесс обработки кожи, то он состоит из следующих этапов:
 - Смывание грязи, снятие волоса со шкур - начальная стадия обработки сырья для производства кож, после чего кожа попадает в дубильный цех.
 - Полученное сырье обрабатывается в специальных дубильных барабанах, после чего получается полуфабрикат, который готов к использованию.
 - Следующим этапом обработки кожи является ее двоение.
 - Затем происходит сортировка кож по толщинам, развесам и по сортам A, B, C, D. А также строжка кож, при которой кожа строгается по определенным толщинам. Толщины производимых галантерейных кож колеблются от 0,5 до 2 мм.
 Производство готовой кожи - довольно трудоемкий и длинный процесс, который проходит в несколько этапов.
 Отсортированную кожу передают в красильный цех, где получают так называемый полуфабрикат. Полуфабрикат сортируют и передают на дальнейшую окраску, которая осуществляется по новейшим технологиям в специальных красильных барабанах, что позволяет экономично использовать химию и деликатно обработать кожу. Идеально гладкая элитная кожа на данном этапе готова поступить в пошивочный цех.
 Рассмотрим выделку кожи на примере обработки кожи баранов.

 Овчины, поступившие на завод в сухом виде, следует размочить, после размочки они золятся, с той разницей, что после сбивки волоса необходимо скидывать их на двое и даже на трое суток в подзолку, в тот же щелок и в тот же зольник.

 Из обжора (подзолки) кожи следуют в промывку водой в барабанах, потом их два раза мездрят, три раза гладят камнем по лицу и опять промывают в барабанах. После чего кладут на ночь в шакшу из 16 кг сухого птичьего помета на 100 бараньих кож, с температурой не выше 24°. Если шакшальник без механической мешалки, кожи необходимо через час перебрать в чане и даже выложить на лабаз (доски). Если шакшальник с мешалкой, то по скидывании в него кож нужно через каждые 1/2 часа приводить в действие мешалку и вертеть каждый раз от 10 до 15 минут. Кожи в шакшке должны пробыть от 10 до 12 часов.

 По выходе из шакши кожи следует промыть в холодной воде, лучше всего в барабанах, подбрить с лица мелкий волос и снова промыть в барабанах.

 Промытые кожи укладываются около кисельника. Кисель приготовляется на 100 баранов из 12 кг овсяной или ячменной мухи и 6 кг соли, или из 16 кг пшеничных отрубей (межситки) и 4 кг овсяной муки, с 6 кг соли . В кисельник наливают горячей воды (32°), и, высыпав муку и соль, прибавляют 600 г глауберовой соли и 1/2 бутылки дрожжей.

 По наполнении кисельника бараньими кожами его плотно укрывают для развития хлебного брожения. Через час или два, если брожение началось, и кожи поднимаются наверх (скисли), их надо погружать на дно чана.

 После 12-часового пребывания в хлебе приступают к отборке готовых кож. Из киселя бараны идут в сок из ивового дуба в 0,5° по барктометру, лучше всего с прибавлением от 4 до 8 кг соли.

 В первый день, если дубление совершается без механического перемешивания, необходимо сделать не менее 5 переборок.
 На 2-й день сок делают в 1° и перебирают 3 раза.
 На 3-й, 4-й и т.д. до 8-го дня ежедневно сок делают крепче на 0,5° и перебирают кожи по 2 раза, на 8-й же день прибавляют по 800 г сухого мелкого дуба и продолжают увеличивать крепость сока до 16-го дня, с прежним числом переборок в день.

 На 16-й день, если кожи окажутся достаточно продубленными, их споласкивают, отплатировывают на столах и выстилают под смазку. Если же они окажутся недодубленными, доводят крепость сока до 11°, прибавляют по 800 г на кожу дуба и продолжают дубить, увеличивая крепость ежедневно на единицу до 20-го дня.

 На 20-й день дубление будет окончено. При этом способе бараны получаются белые, мягкие, толстые и красить их можно во все цвета.
Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #8 : Август 05, 2011, 12:55:52 »

Покраска кожи.

 Перед окраской цвет кожи зависит от способа дубления (жировое дубление - горчично-желтая окраска; хромовое – светло зеленый цвет; железное - канареечный цвет и т.д.).

 Кожи, не имеющие никаких дефектов, без пятен и без личин, можно окрашивать в различные циста; кожи с пятнами окрашиваются в черный цвет. Для черной окраски кожи после дубления и промывки окрашивают, потом жируют и сушат. Для цветной окраски кожи только окрашиваются, не подвергаясь жировке, так как жир может оставить пятна.

 Для окрашивания в черный цвет применяются растительные краски и анилиновые красители; для цветных кож —в настоящее время почти исключительно анилиновые красители.

 Анилиновые красители делятся на основные и кислотные.

 Основные красители: черные — нигрозин; коричневые — бисмарк коричневый, везувин; желтые — аурамин, тиофлавин; красные — хризоидин экстра, юфтовая красная, родамин; зеленые — малахитовая, бриллиантовая зелень; синие — виктория синяя, каприловая; фиолетовые — метилвиолет.

 Кислотные красители: черные и серые — нафтолевая черная, нафтиламиновая черная; желтые и коричневые — прочная желтая, азофлавин, хинолиповая желтая; красные - красный шерлах, кроцеин-шерлах, прочная красная; синие — ингидо синий; зеленые — кислотная зеленая, гвинейская зелень. Необходимо отметить, что смешивать кислотные и основные красители нельзя.

 В свою очередь кожа классифицируется по способу окраски:
 1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо. Этим способом пользуются при окраске кож небольшого размера (коз, овец, телят и др.), при небольшом их количестве.
 2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. Лопасти при вращении вместе с красильной ванной вертят и кожи. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
 3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень "короткая" красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.
 4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры. Кожа расстилается на столе, верхняя сторона хорошо смачивается, а потом наносится краска.
 5. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные. При употреблении основных красящих веществ прибавляют 1 - 2 г уксусной кислоты на 1 л красильной смеси. Для кислых красящих веществ прибавляют 1-3г муравьиной кислоты на 1 л воды. К субстантивным красящим веществам ничего не добавляется. Во всех случаях окраска производится при 45-50°.
 6. Окраска хромовой кожи. Для хромовой кожи употребляют в первую очередь кислые красящие вещества с добавлением уксусной или серной кислоты. До прибавления красящего вещества для лучшего закрепления краски кожу следует подвергнуть обработке экстрактом квебрахо. Основные красящие вещества тоже пригодны для окраски хромовой кожи; ванна из квебрахо соответственно усиливается. К субстантивным красящим веществам следует прибавить уксусную кислоту. Температура красильных ванн может доходить до 50-60°.
 7. Окраска лайковой кожи. Лайковую кожу красят, как хромовую, но температура красильных ванн должна быть ниже (40-45°).
 (Главным образом употребляют кислые и основные красящие вещества.)
 8. Окраска замшевой кожи. При окраске замши употребляют основные краски (с глауберовой солью и уксусной кислотой) и красят при температуре в 30°. Кислые красящие вещества употребляют с добавлением глауберовой соли, при температуре красильной ванны в 40-45°.
 9. Окраска лакированной кожи. а) В черный цвет. Кожу, которую хотят лакировать, закрепляют в рамку, кладут на гладкую доску и на лицевой стороне отшлифовывают куском пемзы, пока кожа не перестанет быть шершавой Далее берут хороший масляный лак, смешивают с голландской сажей и делают из этого жидкую краску, которой и мажут кожу; потом последнюю выставляют на солнце для высушивания, причем тщательно охраняют от пыли.

 Сделав это, поступают как прежде, снова сушат, берут пемзу и полируют; когда кожа сделается гладкой, ее сушат в продолжение часа, после чего краску, которую наводили, смешивают с голландской сажей и жидко мажут еще 2-3 раза.

 Когда она снова высохнет, берут войлок и мелко растертую пемзу и полируют до тех пор, пока кожа не сделается совершенно гладкой.
Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #9 : Август 05, 2011, 12:56:45 »

ДУБЛЕНИЕ КОЖИ.

 В случае дубления соединениями Fe кожи ухудшают свои свещества при хранении. Кожи, выдубленные с использованием сульфатоцирконата натрия или сульфатотитанилата аммония, водостойки, имеют удовлетворит прочность при растяжении, белый цвет. Для стабилизации рН дубильных растворов солей Zr и Ti применяют орг. гидроксикислоты, многоатомные спирты и т. п. В качестве дубильных в-в используют также многоядерные комплексные соединения, содержащие разные центр. атомы (Сr и Zr, Ti и Zr и др.), а также смеси солей Zr и Сr. Последние перспективны для Д. овчины, т. к. обеспечивают получение плотных кож с хорошими физ.-мех. показателями. Орг. дубильные вещества подразделяют на простые и сложные. К первым относятся альдегиды (формальдегид, глутаровый альдегид и др.), жиры морских животных и рыб (ворвань), ко вторым растит. вещества (таннины, или танниды), синтетич. дубильные вещества и полимеры. При формальдегидном Д. поперечные связи образуются в результате взаимод. СН2О с аминогруппами боковых цепей молекулы коллагена. Поскольку дальнейшая самопроизвольная поликонденсация СН2О обусловливает получение жесткой кожи, формальдегидное Д. обычно комбинируют с Д. другими веществами. В случае жирового Д. (используют ворвани с йодным числом не менее 140 и кислотным не более 15) с коллагеном реагируют продукты окисления жирных к-т, а несвязанный жир отлагается на волокнах коллагена, что придает коже мягкость, такое Д. применяют при выработке замши.

 Таннинное Д. осуществляют с помощью т. наз. дубильных экстрактов упаренных до определ. концентрации или высушенных до порошкообразного состояния водных вытяжек из коры, древесины, листьев и плодов нек-рых растений (дуба, ели, лиственницы, бадана, миробаланов и т.д.). Эти экстракты содержат, наряду с таннинами, продукты их конденсации, углеводы, красящие вещества, крошки коры и др. и характеризуются т. наз. доброкачественностью, определяемой как отношение (в %) кол-ва таннинов к кол-ву всех р-римых продуктов. Проникновение таннинов в толщу дермы происходит медленно, поэтому чисто таннинное Д применяется довольно редко (для произ-ва кож с высоким коэф трения и повышенной плотностью). Предварит обработка солями Сr (расход хрома в пересчете на Сr2О3 0,4-1,0% от массы голья) дает возможность повысить термостойкость кож, получить материалы, к-рые приближаются по свеществам к кожам, выдубленным таннинами, и сократить длительность послед. таннинного Д., процесс можно осуществлять при высоких концентрациях таннинов в дубильном р-ре (100 г.л и более). Таннинное Д. ускоряют также, если в дубильный р-р добавляют т. наз. вспомогат. синтетич. дубильные вещества, напр. диспергатор НФ динатрийметилен-бис-(нафталинсульфонат) Синтетич. дубильные вещества, к-рые заменяют таннины, сокращают потребление последних и ускоряют процесс по сравнению с таннинным Д.

 В качестве синтетич. дубильных в-в используют: продукты поликонденсации фенолов с послед. их сульфированием; продукты w-сульфирования многоядерных ароматич. гидроксилсодержащих соед.; продукты взаимод. феноло-формальд. смол с ароматич. сульфокислотами и диспергирования феноло-формальд. смол в лигносульфоновых к-тах; продукты поликонденсации резорцина с формальдегидом (обладают наилучшими дубящими свеществами). Известны синтетич. дубильные вещества комбиниров. действия: помимо Д., они могут также жировать и окрашивать кожу, фиксировать жиры, красители, таннины и т. п. Додубливание синтетич. дубильными веществами хромовых кож (при расходе ~ 5% от их массы) приводит к увеличению толщины и площади кожи. Полимерные дубители в комбинации с др. дубильными веществами позволяют вырабатывать кожи с пониженной водопроницаемостью и хорошим наполнением. В качестве дубителей используют мочевино-, меламино-, дициандиамидо- и феноло-формальд., а также эпоксидные смолы и низкомол. полимеры метилметакрилата и этилакрилата. Применяют дициандиамидо-формальд. смолы в смеси с таннинами и синтетич. дубильными веществами. При этом сокращается длительность Д. и достигается рациональное применение солей Сr. При додубливании кож таннинного Д. метилольными соед. мочевины и меламина происходит их конденсация с несвязанными таннинами, в результате чего в коже снижается содержание вымываемых водой в-в, повышаются ее износo-, пото-, водо- и термостойкость. Используя резорцин, пирогаллол, пирокатехин и формальдегид, осуществляют конденсационное Д. с образованием новолачных смол непосредственно в структуре дермы.
Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

20-75пое
Full Member
***
Офлайн Офлайн

Сообщений: 201



« Ответ #10 : Август 05, 2011, 12:58:15 »

Замша.

 (Samischleder, peau chamoisee, chamois or oil-leather) и замшевание (Fettgerberei, chamoiserie, chamoising). — Замшей называют кожу, приготовленную посредством пропитывания жирами сырых шкур, подвергнутых предварительной подготовке (см. Кожевенное производство). Для приготовления Замши употребляют бараньи, козлиные, коровьи (также воловьи и буйволовые) и оленьи шкуры и шкуры серн, диких коз и антилоп. Замша отличается особенною мягкостью, которую она сохраняет не только после замачивания в воде, но также после мытья в мыльной воде, почему Замшу называют также "моющейся кожей" (Waschleder, washleather).

 При замшевании жир, служащий для пропитывания кожи, несомненно подвергается существенному химическому изменению. Продукт изменения жира, образующийся при замшевании, по всей вероятности, вступает в химическое соединение с веществом кожи. То и другое заключения вытекают из следующих фактов. Жир из готовой Замши не извлекается ни растворами углекислых щелочей, ни слабыми растворами едких щелочей. Холодная вода не действует на Замшу; вода разрушает Замшу лишь при продолжительном кипячении или при нагревании под давлением, причем образуется относительно малое количество клея. Характер изменения жира при замшевании и сущность этого процесса до сих пор совершенно не исследованы. Внешние явления, которыми сопровождается изменение жира при замшевании кожи, суть повышение температуры во время процесса и изменение цвета и запаха кожи.

 Рассматривая приемы работы, употребляемые для замшевания кож, нетрудно заметить значительное сходство их с приемами работы, применяемыми для приведения в брожение различных веществ, наблюдая происходящие при замшевании явления; также можно усмотреть сходство их с явлениями, происходящими при некоторых видах брожения. Именно приемы работы при замшевании весьма сходны с теми, которые должны быть применяемы для возбуждения брожения посредством аэробических микроорганизмов: в период размножения этих микроорганизмов представляется наиболее удобным приводить их в непосредственное соприкосновение с воздухом, а в период брожения среды, в которой находятся эти микроорганизмы, присутствие воздуха не является нужным для совершения процесса, а ход его зависит главным образом от температуры.

 При замшевании также тотчас после пропитывания жиром необходимо приводить кожи в возможно полное соприкосновение с воздухом, а для совершения самого процесса изменения жира присутствие, по крайней мере большого количества, воздуха не требуется, а кожи должны находиться в таких условиях, чтобы повышающаяся при наступлении процесса температура могла бы быть поддерживаема некоторое время на известной границе. Основываясь на всем сказанном, можно с большою вероятностью предполагать, что изменение жиров при замшевании кожи происходит не просто от действия кислорода воздуха, но при участии низших организмов, для развития которых здесь имеется весьма благоприятная среда, богатая белковыми веществами. Приготовление З. состоит из следующих операций: 1) подготовительных (см. Кожевенное производство), применяемых в таком порядке: размачивание, промывание, золение, сбивка волоса и верхнего слоя кожи (Narbe, grain), новое золение, квашение или бучение, выжимание и 2) пропитывание жиром и отделка кожи. Относительно подготовительных операций здесь будут сообщены только особенности этих операций при приготовлении З.

 Шкуры, подвергаемые замшеванию, прежде всего обыкновенным способом замачивают, промывают, вытягивают и погружают в зольник (содержащий больше извести, нежели для дубленых кож). В зольнике шкуры остаются до тех пор, пока шерсть будет легко отделяться пучками. Тогда шкуры вынимают, сбивают с них шерсть острым ножом, одновременно снимая верхний слой кожи (Narbe), или производят последнюю операцию после сбивки шерсти отдельно, для получения последней в более чистом виде. Удаление верхнего слоя с кожи, назначаемой для З., представляет особенно характерное отличие последней от других видов обработанной кожи; оно производится потому, что этот слой состоит из более плотной ткани, труднее и менее равномерно пропитывается жиром, оставаясь более твердым и менее эластичным. Только у очень тонких шкур не производят удаление этого слоя при замшевании. После описанной операции шкуры снова поступают на 1-2 дня в зольник, затем с них сбивают мездру, выглаживают и выравнивают их; толстые шкуры еще раз погружают на 1-2 дня в зольник, а обыкновенные прямо промывают в текучей или теплой воде. Золение шкур после сбивки шерсти производится для возможно лучшего разрыхления их. Далее, для удаления извести, остающейся в коже после промывания ее водою, шкуры подвергаются квашению или бучению в закисшей жидкости, приготовленной из отрубей с водою и содержащей молочную и уксусную кислоты. Обыкновенно квашение производится сначала в чанах, в которых шкуры оставляют в квасильной жидкости на несколько часов, а под конец одновременно производится механическая обработка кожи, лучше всего в валяльной машине, для ускорения поглощения квасильной жидкости кожею. Во время механической обработки понемногу подбавляют квасильной жидкости.

 Из видоизменений способа замшевания заслуживают упоминания два, предложенные в новое время: способы Клемма и Преллера. Сущность способа Клемма состоит в том, что после золки, сбивки волоса и квашения шкуры обрабатывают квасцами и солью, как при белом дублении, затем промывают водою, так что в коже остается лишь небольшое количество алюминиевой соли; тогда кожу пропитывают особым составом, представляющим смесь ячменной муки, мозгов и ворвани, разведенную теплою водою. Способ Преллера представляет видоизменение предыдущего, причем смесь, употребляемая для пропитывания кожи, состоит из овсяной муки, мозгов, молока, коровьего масла, лошадиного сала и соли или селитры. Кожа, получаемая по этим способам (Crown-leather), отличается особенною крепостью. К одному роду с З. относят так называемую "прозрачную кожу" (Trasparentleder), которую приготовляют посредством пропитывания шкур глицерином. Такая кожа идет на ремни.
Записан

Спокойствие... только спокойствие

Понравилось, поделись!

Страниц: [1]
Печать
 
Перейти в:  


Радио онлайн